Алексей Лазукин

Все работы участника

Серебряные крылья моего прадедушки

Серебряные крылья моего прадедушки

<p>
     В столовой Ульяновской военной авиационной школы пилотов (УВАШП) царит оживление. Обед в самом разгаре. Заходит командир эскадрильи и громко спрашивает: «Поступила команда доставить медикаменты и оборудование в госпиталь. Есть желающие?». «Разрешите мне!» - без промедления вызывается молодой лейтенант. В столовой послышался дружный смех. «Выполняйте. Возьмите у начальника штаба лётное задание. Вылетать нужно немедленно». «Есть, товарищ командир!» -на лице молодого лейтенанта видна нескрываемая радость. От Ульяновска, где располагалась УВАШП было около 600 километров до линии фронта. Под Саранском, между Ульяновском и линией фронта располагался госпиталь, куда направляли молодого летчика Александра Никифоровича Непомнящего. И именно в этом госпитале работала медсестрой его супруга Маргарита Захаровна. Лететь туда нужно было пару часов. И, радуясь тому, что скоро произойдёт встреча, Александр Никифорович, мой прадедушка, отправился на летное поле.
</p>
<p>
     А вот и аэродром. На территории площадью …га расположились самолеты: истребители И 15, штурмовики Ил 2 и бипланы У 2 Эти машины были знакомы еще с 1935 г, когда он, совсем молодым юношей, поступил в школу ОСОАВИАХИМа (Общество содействия авиации и химической промышленности), для того, чтобы осуществить свою мечту и стать пилотом авиации. Но сейчас нужно торопиться. И он гонит воспоминания прочь. Механик уже указывает Александру на готовую к вылету машину. Шлем застёгнут, парашют надет. Летчик легко садится в кабину и заводит мотор.  Машина берёт разгон и вот весь уже Ульяновск как на ладони.
</p>
<p>
     Глядя на город с высоты птичьего полета, Александр Никифорович понимал, как изменился этот город с началом войны. Буквально в считанные месяцы он превратился в промышленный центр. Население города выросло почти в два раза. За лето-осень 1941 года в Ульяновск были переброшены 15 промышленных объектов. Ульяновский патронный завод внёс огромный вклад в достижение победы. В обиход вошло выражение «Каждый третий патрон на фронте был ульяновским». Работала суконная фабрика Несмотря на то, что Ульяновск находился в тылу, сразу после начала войны была организована противовоздушная оборона моста через Волгу. К началу 1942 года заработал цех боеприпасов, производивший авиационные снаряды. Кроме эвакуации заводов, в годы ВОв Ульяновск стал зоной эвакуации деятелей науки. Известный физик–теоретик Андрей Дмитриевич Сахаров был в их числе. Также Ульяновск стал одним из пунктов, куда доставляли эвакуированных из Ленинграда.
</p>
<p>
     Но вот город остался позади. И воспоминания нахлынули с новой силой. Когда-то давно, еще в детстве он случайно увидел пролетающий самолет. Именно тогда в мысли прочно закралась уверенность в том, что он будет сидеть внутри той птицы, управлять ею. Воплотить это было не просто. Молодому человеку пришлось отказаться от самого дорогого - от своих корней. Александр родился 4 ноября 1915 года. Его род носил звучную фамилию - Наумовы. Родился он в состоятельной семье. С такой фамилией дорога в авиацию для молодого человека была закрыта. Совсем юным мальчишкой попал в детский дом. Понимая, что настоящая фамилия ему только навредит, он убедил всех, что ничего, кроме своего имени не помнит. «Не помню, не помню.» - твердил он. Так и получил свою новую фамилию – Непомнящий. А отчество дали наугад. Но настоящую свою метрику он все же сохранил Александра записали как ребенка из рабочей семьи. Получив несколько классов образования, он поступил в педагогический техникум. Жизнь в те годы была очень трудна и, проучившись два года, Александр стал рабочим на заводе. Как бы ни было тяжело, мысли о небе не оставляли его. Александр показывает себя активным комсомольцем и в 1936 году его направляют в Авиашколу Осоавиахима в городе Иркутске. Это был первый шаг к осуществлению мечты.
</p>
<p>
     Воспоминания прервались странными звуками. Пройдена большая часть пути, но вдруг двигатель стал работать с перебоями. А на борту важный груз. Его, во что бы то ни стало, необходимо доставить в госпиталь. Окинув взглядом местность, летчик решает сделать вынужденную посадку и осмотреть машину. Если поломка окажется незначительной, то он исправит ее и продолжит путь.
</p>
<p>
     Посадка получилась удачной, насколько это возможно сделать в подобных условиях. Шасси немного «зарылось», но это исправимо. Нужно только подложить настил. Александр начал осмотр самолета. К счастью, сложностей с ремонтом не было. Быстро закончив работу, лейтенант направился в лес, чтобы набрать хвороста для настила. Лес находился недалеко от самолета. Быстро сделав свое дело, Александр собрался было уже идти к самолету, как вдруг услышал немецкую речь. Осторожно ступая, стараясь схорониться за деревьями, он поспешил к боевой машине. Но, группа немецких диверсантов, хоть и не сразу, все же заметила его. Началась погоня. Хорошо, что Александр к тому времени был около самолета, а его преследователи находились достаточно далеко. Отстреляться от нескольких человек с автоматами было почти невозможно. А потерять машину и груз, и попасть при этом в плен – такого допустить было нельзя! Наверно еще никогда молодой летчик не взбирался в кабину пилота с такой скоростью. На последних минутах он успел поднять свой У 2 в воздух. Фашисты остались ни с чем и громко ругались, пытаясь автоматной очередью достать до быстро удаляющегося самолета.
</p>
<p>
     Оказавшись вне досягаемости, Александр Никифорович с облегчением вздохнул. Как легко он мог оказаться в лапах врага! Но теперь нужно сообщить о вражеской группе, находящейся в нашем тылу. Ульяновск был важным стратегическим пунктом и туда часто направлялись диверсионные группы. Вполне возможно они собирались подорвать мост через Волгу. Или устроить диверсию на вокзале – крупном железнодорожном узле. НКВД работали четко и выявляли такие ситуации. Но иногда враги все же просачивались. Известен случай воздушного боя в небе над Ульяновской областью. Наш летчик ценой своей жизни сбил вражеский самолёт.
</p>
<p>
     Набрав высоту и переведя дух, Александр вновь погрузился в воспоминания. Окончив Авиашколу в 1937 году он стал работать лётчиком-инструктором. В 1940 году его призвали в ряды Рабоче – Крестьянской Красной армии как уже квалифицированного пилота. Службу Александр Никифорович продолжил в Ульяновской ВАШП Приволжского военного округа. Закончив обучение в военной школе как курсант, остался служить там же летчиком-инструктором. Когда началась война, он в первых рядах попросился на фронт. И еще потом не раз подавал рапорты. Но начальство решило по-другому. Кому-то нужно обучать молодых. На войне мало кому удается сделать 8–10 боевых вылетов. Сделал три – считай «старик». А за 11 боевых вылетов в начале войны давали Орден Красной звезды. Вот так и получилось, что молодой лейтенант Александр Никифорович Непомнящий остался в Ульяновской ВАШП проходить дальнейшую военную службу летчиком-инструктором. В 1942 году он стал командиром звена и оставался в школе вплоть до ее расформирования в 1945 году, воспитав немало героев. Но это уже было потом.
</p>
<p>
     А сейчас пора приземляться. Он прибыл в место назначения. Груз ждут в госпитале. Вот палатка, где должна находиться на своем посту его супруга Маргарита Захаровна. Война не дает возможности жить одной семьей. После Победы все будет иначе. А пока они радуются короткой встрече, которой могло бы и не быть. 
</p>
<p>
     После этого случая Александр Никифорович перестал подавать рапорты с просьбой отправить его на фронт. К нему пришло понимание, что даже в глубоком тылу могут происходить боевые действия. И его задача – обучение боевых летчиков - не менее важна для ускорения Победы, чем его личное участие в боях. За время ВОв Ульяновская ВАШП выпустила 880 боевых летчиков. По неполным данным 58 воспитанников УВАШП стали Героями Советского Союза. Это очень много для такой небольшой школы.
</p>
<p>
     Александр Никифорович Непомнящий был награжден медалью «За Победу над Германией в ВОв 1941-1945 годах» в 1946 году, медалью «За боевые заслуги» в 1951 году, Орденом Красной Звезды в 1956 году, и другими наградами. Он всю жизнь прослужил в летных войсках и закончил службу в 1958 году в звании майора, имея должность заместителя командира эскадрильи по лётной подготовке авиаполка истребителей МиГ-19.
</p>
<p>
    <br>
</p>